В труде, как в бою

«ТАМ ДЫМ ПОЖАРОВ, ТАМ-ОГОНЬ И СЛЁЗЫ»

Отступая в 1943 году под ударами Красной Армии с территории Краснодарского края, немецко-румынские войска производили массовые разрушения. После войны благодаря Нюрнбергскому процессу стала известна директива Гитлера от 4 сентября 1943 года «О разрушениях при отступлении с Кубани», в которой от командования 17-й немецкой армии требовалось следующее:
Все полезные противнику сооружения, места расквартирования, дороги, искусственные сооружения, плотины и т.д. должны непременно разрушаться;
Все железные и полевые дороги должны быть сняты или полностью разрушены;
Все возведённые бревенчатые части должны приводиться в негодность и уничтожаться;
Находящиеся на кубанском предмостном укреплении сооружения для добычи нефти должны быть полностью уничтожены;
Новороссийский порт должен быть так разрушен и загрязнён, чтобы он долгое время не мог быть использован русским флотом;
К разрушению также относится минирование местности;
Противник должен получить совершенно негодную на долгое время, необитаемую, пустынную землю, где в течение месяцев будут происходить взрывы мин…
 И это директива бежавшим с Кубани врагом была в основном выполнена.
Отступая, немецко-румынские оккупанты превратили в груды развалин города Армавир и Новороссийск. Огромные разрушения были произведены противником в Краснодаре, Тихорецке, Ейске, Майкопе, Крапоткине. Красивые, утопающие в зелени садов кубанские станицы стали пусты и безлюдны. Были разрушены и уничтожены тракторный парк (Моторно-Тракторная Станция), колхозно животноводческие фермы, вывезены в Германию племенной скот, посевное зерно, техника, другие материальные ценности. Тысячи кубанцев без крыши над головой. Общий ущерб, причинённый оккупантами народному хозяйству Краснодарского края (потери от прямого уничтожения и разграбления имущества), по различным оценкам, составил от 9 до 15 млрд рублей в довоенных ценах.

Восстановление железных дорог
Пехота наступает вдоль разрушенной железной дороги. Кубань, 1943 г.
В период освобождения Краснодарского края особое народнохозяйственное и оборонное значение имели железные дороги. Ремонтно-восстановительные работы часто приходилось вести в опасных условиях, с риском для здоровья и жизни. На восстановительных работах в результате взрывов мин погибли 23 человека, 75 - получили тяжелые ранения.
Вид на привокзальную площадь г.Кропоткина после его освобождения. 1943 г.

Всего в крае в 1943 году было восстановлено 2517 километров пути, 636 мостов, 4 тоннеля, 25 вокзалов.


Восстановление предприятий нефтяной промышленности края.

Разрушенные нефтеналивные железнодорожные цистерны.

Большое внимание в крае уделялось мероприятиям по восстановлению предприятий нефтяной промышленности. Важное военное и народохозяйственное значение имел трубопровод Грозный - Трудовая, который являлся основной транспортной магистралью, снабжавшей тракторным горючим Ставропольский и Краснодарский края, Ростовскую и Сталинградскую области, значительную часть Украины и ряд других областей РСФСР, и обеспечивал горючим сельское хозяйство и промышленность южного региона страны. Первая очередь магистрали - от Грозного до Тихорецка - была восстановлена в кратчайший срок, к весенней посевной компании 1943 года. В обстоятельствах того времени значительная часть земляных работ производилась вручную. Основной рабочей силой на трассе трубопровода были колхозники, преимущественно женщины. В непогоду и при абсолютном бездорожье, как отмечалось впоследствии в справке крайкома ВКП(б), они - в большинстве своем жены фронтовиков - "не покладая рук работали на тяжелых земляных работах, выполняли и перевыполняли нормы выработки"
Бланк фронтового задания (фрагмент) с призывом о возрождении нефтяной промышленности Кубани.

Нефтеперегонный завод в Краснодаре